Самоотречение менеджера и опасности тренингов «личностного роста»

Как развить в себе супер – способности» мы рассказывали о некоторых чертах, необходимых успешному менеджеру для успешной работы. Мудрость, рефлексия, способность убеждать и воля – в конечном счете, эти качества должен развивать в себе любой, не зависимо от рода занятий, если хочет, чтобы его жизнь стала счастливой и осмысленной. Но есть и еще одно качество, не слишком популярное сегодня, в век тотальной саморекламы и самопрезентации, и это качество полностью обусловлено спецификой управленческой деятельности.

Скрытность как принцип и красота управления


Общая теория управления выделяет четыре всеобщих принципа организации управления: непрерывность, оперативность, устойчивость и скрытность. Эти всеобщие принципы действительны для всех уровней, сфер и видов управления во всех системах, говорим ли мы о кибернетических, "саморегулирующихся" (автоматических) механизмах управления в природе, обществе и технике, или о сознательных, планомерных механизмах управления. То есть, они объективно существуют. В чем их смысл? Во-первых, исполнение общих функций управления в системе не может быть прервано. Если процесс организации не может осуществляться каким-либо элементом или устройством, в дело всегда вступают иные субъекты, элементы или устройства системы, берут функцию организации на себя. Иначе система может потерять свою целостность и качественную определённость. В этом заключается смысл непрерывности управления. Во-вторых, управление должно быть оперативно, то есть только своевременное осуществление управления в системе позволяет исполнять её элементам внутренние, а ей самой - внешние, операционные функции. В третьих, управление должно осуществляться устойчиво, то есть процесс управления должен быть многократно защищён от внутренних и внешних чужеродных изменений и/или воздействий. Иначе непрерывность и оперативность управления станут невозможны.

Что касается скрытности, то наиболее полное, гармоничное проявление операционных функций системы и элементов системы, а также защищённость, устойчивость управления в системе, обеспечивается, прежде всего, минимальным проявлением функций управления. Если управление является внутренней частью системы, служит поддержанию ее функционирования, то его проявление и не может быть иным.

Если всеобщий принцип организации управления - скрытность, то красота социального управления состоит в его видимом отсутствии на операционном уровне (деятельности общества в целом и отдельной организации, в частности).

Идея Бога как «верховной личности» есть прекрасный образец идеального, абсолютного субъекта управления. Бог соблюдает установленные им самим законы, даже когда на время «лично приходит», чтобы вмешаться в «земные дела». Также он предоставляет нам абсолютную свободу, и это притом, что мы находимся в абсолютной зависимости от его законов природы. Этот субъект управления настолько велик, что у него нет необходимости нарушать им же установленные законы.

Управление - неблагодарная работа, которую оценивают не по достижениям и свершениям, а по отсутствию чрезвычайных происшествий. Достижения принадлежат всей организации, в крайнем случае - её героям на «переднем фронте» работ, которые не обязаны думать о необходимости и последствиях своих подвигов и их наилучшем использовании. Свершения и так должны происходить: прибыль должна быть, зарплата выплачиваться людям день в день, а здания не гореть. Но стоит прибыли пропасть, зарплате не быть выплаченной вовремя, а зданию загореться – как виновато в этом будет лишь управление, «бардак в организации».


Самоотречение лидера


Назначение социального управления состоит в обеспечении общих условий деятельности, а не в самом управлении «ради управления». Роль управления замечается всеми лишь в отрицательные моменты «провалов» в деятельности, а все положительные результаты деятельности управление обязано приписывать непосредственным исполнителям. Это воспринимается исполнителями как должное, поскольку они являются "непосредственными участниками событий". Кроме того, это повышает их побуждение к деятельности («мотивацию»), что является одной из главных функций социального управления. Вот почему мы говорим о самоотречении как необходимом и высоком духовном состоянии лидера (не путать с самоотрешением, психологической проблемой). При этом управленец не имеет права быть героем, если это ведёт к «проигрышу», к ухудшению общих условий функционирования и развития управляемой системы.

Этика и эстетика социального управления тесно связаны между собой. Этика управления состоит в служении общему делу (общим функциям деятельности). Здесь снова нужно напомнить о манипуляции, которую мы уже обсуждали в статье «Сила «обратной связи». Важно различать манипуляцию как приём управления и манипулирование как способ жизни. Сознательная манипуляция - это использование людей без их согласия, к примеру - несогласование с ними всего плана совместного действия. Такая манипуляция вполне допустима при условии взятия на себя личной ответственности за последствия такого приёма. Здесь главное – это осознанное стремление в процессе управления к рациональному контролю над деятельностью людей, а не над ними самими, нельзя опускаться до манипулирования, до «управления людьми».

Манипулирование это неосознанное стремление к нерациональному контролю над людьми непосредственно. При таком неосознанном мотиве, у управленцев возникает вполне осознанное стремление к концентрации власти. Так возникают тоталитарные системы управления. Тоталитаризм, в отличие от авторитаризма, требует не только беспрекословного подчинения, лояльного социального действия, но и действительной искренности каждой личности на любом функциональном месте. Тоталитаризму нужна душа человека или он сломает его личность.

Стремление к превосходству над другими всегда проистекает из комплекса неполноценности, а не из воли к совершенству. Тем не менее, это стремление к власти, превосходству присутствует во всех, и, следовательно, подстерегает каждого в процессе управления, даже самую продвинутую личность.

Эго как ложное самоотождествление внутреннего мира личности человека с его телом, порождает иллюзию раздельности, отчуждения от мира. Отчуждение вызывает напряжение и комплекс неполноценности, поскольку внешний мир давит на внутренний, как бы «отделившийся» мир. Таким образом, манипулирование, как и любое неосознанное стремление - процесс, как это ни странно, личного страдания. И это страдание в процессе управления распространяется по всей организации, если лидер - манипулятор. (К примеру, «игра в болезнь» по Эрику Бёрну преследует цель бытового контроля над окружением).

Тонкую грань между необходимой осознанной манипуляцией и болезненным неосознанным манипулированием помогает понять научное определение категории управления (ссылка на Общую теорию управления). Как уже было сказано, управление - всегда внутренний процесс информационного взаимодействия, а не внешнее воздействие управляющей системы на управляемую. Управляющий миром не может отделять себя от управляемого мира, вставать на путь его разрушения, поскольку это ведет к самоуничтожению. В этом смысле ЛаоЦзе в своей книге «О пути и силе» делает поистине глубоко научное умозаключение: «Мир – это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Присваивая его, теряешь его. Уничтожая его, уничтожаешь себя» .
Стремление к полному контролю над людьми означает их присвоение, превращение их в неодушевлённые вещи. Воистину, «безумен тот, кто, не умея управлять собой, захочет управлять другими» (Публий Сир). Мы говорили об этом подробно в статье «Как быть с любовью?»

Морально-психологическая устойчивость управляющей личности намного важнее её искусности в применении инструментария науки управления. На предмет морально-психологической устойчивости необходимо регулярно тестировать самого себя и своих сотрудников, поскольку истинные проблемы в психике частенько зарождаются в тиши привычных, но искаженных условий общения, в которых мы зачастую постоянно пребываем. Если не рефлексировать свою морально-психологическую устойчивость в управлении, то с большей вероятностью окажешься под действием логистического закона накопления негативных отклонений в управлении.

Психологический консалтинг и «личностный рост»


Как выработать в себе такую морально-психологическую устойчивость? Сегодня существует мнение, что для этого нужна помощь специалиста. Мы платим, нас научат. Опыт показывает, что не все так просто.

Даже при решении задач группового взаимодействия или при внедрении психологических методов управления в корпоративные структуры, не обойтись без личностного развития каждого члена организации. Эту проблему каждый консультант решает всякий раз по-своему. Это наиболее элитарная по своей сложности сфера консалтинга. К разнообразию методологических подходов добавляются также индивидуальные различия клиентов.

В психологическом консультировании нет детально прописанных нормативных стандартов оказания услуг, таких как в «функциональном» консалтинге. Вряд ли это возможно и нужно. Профессиональная этика при этом на уровне психологических ассоциаций, конечно, существует и довольно строга. Но всегда можно завуалировать психологическое консультирование под персональный и даже корпоративный коучинг или иной HR консалтинг, тем самым обойдя этические требования.

Ситуация осложняется ещё и тем, что терминологический аппарат психолого-консультативной практики наиболее схож по звучанию с бытовым, многозначным по определению, языком. Поэтому именно в этой сфере так много мифотворчества и необоснованной самоуверенности (некомпетентности) в сфере групповой работы по психокоррекции. Так, ни для кого не секрет, что в последнее время вырастают целые пирамиды сетевого маркетинга по так называемым «творческим» и «лидерским» программам, которые привнесли налет одиозности в термин «личностный рост».

Не умаляя заслуг лидерских программ по популяризации эзотерических технологий личностного развития, необходимо отметить, что сетевые пирамиды «лидерства» рано или поздно перестают учитывать глубину и тонкость рефлексивных инструментов психологического консалтинга. В итоге возникло даже деление тренеров на «экологичных» и «неэкологичных». После групповых встреч с «неэкологичными психологами» клиенты нуждаются в скорой индивидуальной помощи квалифицированного психотерапевта и даже психиатра. О личностном росте и развитии в таких случаях речи идти не может.

«Неэкологичные» тренеры, даже если у них нет патологического стремления к манипулированию, видят свою задачу не в помощи по адекватному самоопределению личности, а в передаче «навыков лидерства и творчества» всем и в любых условиях. А между тем, личностный рост «активного творческого начала» в человеке не может состояться сколько-нибудь устойчиво без планомерного сознательного личностного развития, без перестройки субъективной системы ценностей в сторону согласования со всеобщей, объективной системой ценностей, вплоть до изменения стереотипов восприятия и поведения.

Главным условием успешного лидерства является глубокая рефлексия личности, осознание и принятие ею своей роли и места в мире, так как без изменения себя изменить мир невозможно. Без всего этого лидерство превращается из организационного инструмента и временной социальной роли в самоцель и самоценность, что вредно не только для личности лидера, но и для организаций в целом. Личностный рост на базе «контрпозитивного фактора», игнорирования эмпирической, позитивистской картины мира не является устойчивым. Постоянное «позитивное» восприятие жизни, к сожалению, основано на внушении и самовнушении, поэтому неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, стресс и депрессия всегда возвращаются, при этом усугубляются, как неизбежная плата за мнимое улучшение.

Игнорирование реальности, отказ от ее познания препятствуют адекватному отражению действительности. Поэтому применение «контрпозитивного фактора» в целях проектирования действительности без должной рефлексивной подготовки существенно дезориентирует и разрушает личность клиента, а не развивает ее.

Так что же делать? Решать вам. Вы можете просто купить тренинг и получить дешевый суррогат, или начать работать вместе с консультантом. Эффективность такого консалтинга зависит от степени рефлексивного участия клиента в своем развитии: клиент должен активно вовлекать свой личностный потенциал в выявление и осмысление собственных проблем развития, включая личностные ограничения, зачастую неосознаваемые. Естественно, что при этом рефлексивный уровень консультанта должен хотя бы соответствовать рефлексивному уровню клиента.

Посмотреть на карте Алматы