Личность успешного руководителя: как развить в себе супер - способности?

Какими чертами личности должен обладать руководитель? Что необходимо, чтобы повести людей за собой, вдохновить их, организовать и день за днем решать возникающие проблемы, что поможет не устать, не сдаться и не потерять нужный настрой? Общая теория управления выделяет четыре способности, которые нужно и можно развивать в себе, если вы хотите добиться успеха.
Это воля, рефлексия, мудрость и способность убеждать.

Воля



Природу воли в психологической науке трудно определить. Некоторые психологи понятие воли считают даже избыточным. В сфере побуждений личности для воли нет ясной роли и места среди ценностей, интересов, мотивов и стимулов. Если что-то для тебя действительно ценно, ты это делаешь, соблюдаешь, и наоборот – не делаешь, не соблюдаешь, потому что это для тебя не ценно. Вполне возможно это и так. Тем не менее, волю как психическое явление нельзя списывать со счётов. И вот почему.

Мотивация человека, как говорил Ницше, всегда сложнее, чем это нам представляется. Альтруизм (любовь к другим) и эгоизм (любовь к себе) тесно переплетены, они не существуют одно без другого.

Амбивалентность материальных чувств и, как следствие, противоречивость интеллектуальных суждений всегда будет преследовать эго человека. Лицемерие, ханжество и прочие «двойные стандарты» морали, которые нарушают логику взаимных отношений, берут своё начало именно в бессознательной амбивалентности материального, эгоистического существования. Как говорится, «в чужом глазу соринку вижу, а в своём - бревна не замечаю».

И только воля может преодолеть эмоциональную и интеллектуальную амбивалентность, которая присуща большинству людей.

Воля - это способность к целенаправленному и последовательному действию, то есть способность принимать решения и следовать им, несмотря на препятствующие положительные («соблазн») и отрицательные(«боль») стимулы окружающей среды, как внешних обстоятельств, так и внутренних импульсов организма.

Воля обеспечивает личности самоопределение в процессе выбора варианта действия, несмотря на всю противоречивость её побуждений. Поэтому судить людей надо по фактам, поступкам, а не по намерениям.

Если чувства личности принадлежат материальной природе, а разум – духовной, то воля принадлежит только ей, связана только с ней лично. Это воля переживает чувства и мысли. Благодаря воле мы принимаем ответственные решения, возможно, не до конца нами осознаваемые. Но, в любом случае, мы несём за них личную ответственность.

Мы обладаем субъективной волей как способностью хотеть, стремиться к реализации своих субъективных ценностей. К сожалению, она большей частью бессознательна, поэтому нам лучше осознавать свою субъективную систему ценностей, чтобы она не была противоречивой сама и не противоречила объективной системе ценностей.

«Там, где нет воли, там нет и пути» (Б.Шоу). Объективная система ценностей не реализуема без согласованного единения с субъективной. Эгоизм вполне возможен сам по себе, а альтруизм без эгоизма - немыслим, ибо «нет смысла в том, что и последнюю рубашку людям отдашь, но не будет в том любви». Любовь это единственно возможный путь к альтруизму, к преодолению эгоизма как самой важной победы в жизни личности, это направление себя на других, а не подавление своего «я».

Без воли нет личности, а без личности нет лидерства, руководства. Лидерство всегда связано с уникальной личностью, знающей, в чём состоит общее благо (объективная ценность в сложившейся ситуации неопределённости), привлекающей всех к себе и влекущей за собой, имеющей волю реализовывать своё знание в харизму. Именно воля как субъективная способность решать общие для всех вопросы приводит её к власти как объективной возможности влиять на события. Но воля - это всего лишь одна из способностей личности к управлению.


Рефлексия



Практическое значение рефлексии в управлении исчерпывающе описал В. А. Лефе?вр - создатель концепции рефлексивных игр и «исчисляемой психофеноменологии».

Математический подход В.А. Лефевра к социальной психологии часто называют «теорией рефлексии» — из-за ключевой роли, которую он отводит рефлексии («способности субъекта осознавать себя, свои мысли, а также иметь представление о мыслях других субъектов») при моделировании человеческого поведения. Вот как Лефевр описывает рефлексивное управление в состоянии конфликта.

Допустим, существует ситуация конфликта, в которой участвуют три субъекта действия. Истинный корень проблемы в этом конфликте состоит не столько в содержании ситуации, сколько в том, что все они относятся к ней по-разному. Первый из них видит ситуацию по-своему, отражает роль каждого в ней для себя, и, прежде всего - свою роль и место в ней. Это рефлексия первого уровня. Второй осознает не только свое видение ситуации, но и то, как её видит первый. Это рефлексия более высокого, второго уровня. Ну а третий, помимо видения ситуации по-своему и того, как её видит первый, видит также, как второй видит, как видит ситуацию первый. Это рефлексия третьего уровня.

Совершенно понятно, что успех в управлении будет иметь не только тот, кто правильно оценивает оперативную ситуацию, но и тот, у кого выше всех рефлексивный уровень управления, потенциал согласования.
Лефевр В.А. предложил для прогнозирования поведения людей простые уравнения, «параметрами которых выступают воздействие мира на субъект, субъективный образ этого воздействия и интенция (направленность) субъекта; результатом — число, выражающее вероятность того, что субъект выполнит определенное действие».


Мудрость



Что касается мудрости, то раскрыть всю многогранность и масштаб этого феномена нелегко. Но мудрость обладает некоторыми характерными свойствами, необходимыми для управления.

Прежде всего, она связана с развитием сознания личности, с расширением целостного, системного восприятия мира. Благодаря единому образу мира, мудрец способен удерживать вместе противоположные точки зрения, обеспечивать их взаимодействие в том соотношении, какое соответствует конкретной ситуации.

Уровень личностного развития мудреца актуализирует в его сознании объективные ценности. Человек находит в своей личной жизни всё новые и новые смыслы, всеобщность объективных ценностей не позволяет ему пребывать в унынии или пустом времяпровождении. И то, и другое не приемлемо в процессе управления, хотя постоянно преследует обычных людей. А мудрый глубоко и тихо счастлив, прекрасно понимая, что «всему своё время» и что время убивает того, кто «убивает время».

В плане личностного развития есть, конечно, немало полезной литературы, психотехник и тренингов личностного роста по расширению сознания. Но в отношении «позитивного мышления» и прочих психотехник повышения самооценки, основанных на внушении и самовнушении – на «контрпозитивном факторе», важно сделать предостережение. Особенно это касается управленцев, в чьей ответственности находятся целые организации. В позитивном мышлении нельзя быть «контрпозитивистом», нельзя игнорировать эмпирическую реальность. Помойка всё равно смердит, как бы ты не воспринимал её в позитивном ключе.

Безусловно, полезны научно-популярные видеоматериалы из серии «Кроличья нора» или «Сквозь кротовую нору». Там научно обоснованно учат не только позитивному настрою, но и сознательному преодолению обособленного позиционирования субъекта от объекта наблюдения, сознательному выходу на целостность мировосприятия, на всеобщую связь всех явлений в мире.
Самое главное в способности личности к мудрости – то, что мудрость способна гармонично и органично объединять совершенно различные точки зрения, соответственно обстоятельствам места и времени. Это критически важно как для согласования в процессе управления в целом, так, в частности, и для любой организационной деятельности в виде речи, публичной или переговорной.

Способность убеждать



Что касается риторики как ораторского искусства, то главным для управленца являются не приемы украшения речи, а способность убеждать словом. Убеждение возможно только на основе рефлексивного отношения к теме и обстоятельствам выступления, позволяющего вступить в диалог с аудиторией, объединиться с ней, объединить её.

Конечно, в ораторском искусстве есть также и эмоционально-чувственный, «энергетический» аспект влияния на убеждения людей, но он без логического содержания речи, учёта в ней всего контекста темы и понимания интересов аудитории останется не использованным или исчезнет. Внушение без реальной угрозы насилия долго не держится в душах людей.

В основе риторики как искусства публичной речи лежит рефлексивный диалог, но при этом свёрнутый. То есть риторическая речь ориентирована на сознание аудитории, но реплики аудитории в ней опущены. Поэтому и говорят, «это риторический вопрос», ответа на него не требуется. Но без него не установить контакт с аудиторией как объектом коммуникации.

Установление личного контакта - важнейшее условие глубокого убеждения. Личный контакт вначале обеспечивает взаимодействие, а потом и взаимное усиление взаимодействия по ходу речи, что дает неистощимый ресурс энергии совместного действия и общения.
К сожалению, межличностная коммуникация, личный контакт с аудиторией возможны только при открытости самого оратора как личности.

Нужно учить людей доверять людям, открывать им свою жизнь и личное мнение, воспринимать от них резонные вопросы и принимать при этом свою фактическую роль и место в мире. Без этого общение невозможно. А без общения невозможна убедительная речь ни на публике, ни в личном разговоре. Людям интересна только непосредственно открывающаяся личность, всё остальное, закрытость в виде лицемерия или грубость в самовыражении, они и так видят каждый день.

К сожалению, тренинги личностного роста не предусматривают всего комплекса личностного развития. Личностный рост направлен, прежде всего, на запуск личностных ресурсов воли к самовыражению и самоутверждению, к неприятию существующего положения вещей. Поэтому он, как правило, оставляет в стороне сознательное накопление личностью научной информации и согласование с внешним миром, направленность на других. Нужны тренинги личностного развития, а не роста, которые могли бы научить, прежде всего, открытости к общению, постоянным изменениям и накоплению информации. Без личной открытости ритора его риторика бессильна.

После научения открытости в тренингах личностного развития необходимо проходить специальные, риторические упражнения в рамках имитационно-мыслительных игр (или организационно-мыслительных игр).
Имитационно-Мыслительные Игры (ИМИ) это преддверие Организационно-Деятельностных Игр (ОДИ), в которых люди в игровом режиме получают реальный и уникальный «продукт» совместной деятельности. ИМИ научают лишь оценивать себя во время речи, чувствовать себя и осознавать ценности своего мышления и деятельности. Такая рефлексия позволяет, в свою очередь, чувствовать во время речи не только себя, но и других, осознавать их ценности и цели, быть открытым по отношению к ним, политически гибким «как ветви ивы» в нахождении общего решения.

Любая речь как организующая деятельность состоит из шести шагов:
1) привлечь внимание;
2) вызвать интерес;
3) изложить основной смысл;
4) раскрыть детали;
5) ответить на все риторические вопросы;
6) призвать к действию.

Организационно-Политическая Игра (ОПИ) как продукт Алматинской Высшей Школы Управления (АВШУ) представляет собой разновидность ОДИ. Цель её - научить людей политической борьбе мнений в процессе выработки программы деятельности организации. ОПИ научает «мыслить на ходу», формирует не только жизненную установку людей на управление, но и речевую способность убеждения.

Эти организаторские управляющие способности дают личности возможность «мгновенного принятия действенных решений». По мнению С. Н. Паркинсона, именно эта возможность отличает лидера от остальных. Дело в том, что руководитель уже заранее всё рефлексивно пережил и осмыслил в своём воображении. Следует помнить еще одно. Все эти способности - воля, рефлексия, мудрость и способность убеждать людей - основаны на общем фундаменте: все делается не ради себя, а для общего дела.

Посмотреть на карте Алматы