Типы управляющего поведения

Всяческие пособия по управлению полны примерами успешных управленцев, да и в жизни мы знакомы с такими: «вот руководитель, который добился успеха». Но ни один из них не похож на другого, и руководят они по-разному. Есть ли общий рецепт, алгоритм – как надо себя вести, чтобы добиться от людей желаемого результата? Если мы говорим о стиле, манере поведения – то вряд ли. Но можно попытаться обобщить известные типы, в Общей теории управления (ссылка) они называются типы организаторского (управляющего)

поведения:

организация,

руководство

управление

политика.

Это образы управляющего поведения, которые присущи любому человеку от рождения и осуществляются неформально, зачастую на неосознанном уровне. Они связаны между собой в несколько иной логике, отличной от логики функций и/или методов управления, хотя и связаны с ними.

Организация


Организация как тип организаторского управляющего поведения связана с этапами планирования и организации, а также с организационными методами управления.

Про организаторов обычно говорят: «замыслил и организовал».

Организация нужна для запуска деятельности, генерирования ценностей и определения целей («воображение» плана, вдохновение людей), начального разделения функций, подбора персонала к определенной функции (найм) и друг к другу (командообразование).

Особое внимание хотелось бы обратить на генерирование ценностей и вдохновение людей на «начало» дела. Эти феномены не описаны в организационных методах управления. А между тем именно они составляют сердце организации.

Яркий пример - В. И. Ленин, который решил организовать социализм в отдельно взятой стране. К.Маркс и Ф.Энгельс не представляли это даже теоретически возможным. Невозможно ввести диктатуру пролетариата в самой аграрной стране, где почти нет пролетариата. Невозможно там уничтожить самый естественный и неистребимый для мелкой буржуазии социальный феномен - частную собственность. Но за дело взялся Ленин, человек с мощным организаторским типом управляющего поведения. Он замыслил и создал, организовал партию профессиональных революционеров, посредством которой все эти цели были достигнуты.

Ленин своей личной преданностью ценностям коммунизма («всеобщего равенства») вдохновлял свою партию большевиков на покорение просторов России, а вера его соратников - однопартийцев заражала всё остальное население. Возник революционный феномен «завороженности эпохой», когда казалась естественной подмена закона «революционной совестью», а казнь «именем революции» воспринималась как должное.

В организации важно соединить личностное («клубное») и функциональное («производственное») пространства деятельности. Главная задача организатора – вовлечь неформальный личностный потенциал в формально создаваемое учреждение («организационную структуру») так, чтобы созданная организация стала «рычагом» организатора, его инструментом, органом управления и взаимодействия с действительностью.
Руководство

Руководство как тип организаторского управляющего поведения обеспечивает устойчивость функционирования системы.
Руководство состоит из следующих действий:
• - официальное представление учреждения,
• - рациональное и плановое нормирование деятельности,
• - администрирование, регулирование функционирования каждого рабочего места по заданным нормам.

Здесь нет «клубного», личностного пространства вообще. Есть только функции и должности. Задача руководства – приказывать и распоряжаться. Главный ресурс руководителя - это его должность, самая высшая в иерархии управления. «Как он скажет, так и будет», если он «власть употребит». Здесь только он - личность, субъект управления, а все остальные – функционеры, «винтики» организации. Есть только официальный лидер и организация, которую он представляет, которая за ним стоит. Он, по сути, и есть эта организация, учреждение. В жизни любой организации наступают моменты так называемой «политической воли», когда возникает необходимость в официальном приказе- в руководстве, эту работу за официального лидера не выполнит никто.

Управление



Управление как тип организаторского управляющего поведения обеспечивает развитие деятельности организации, совершенствование её посредством либо оптимизации процессов, либо их перестройки, уничтожения и создания новых процессов.

Управление состоит в формировании и направлении информационных потоков в целях координирования процессов взаимодействия в заданном направлении и, соответственно, блокирования противоречащих заданному направлению процессов. Управление особо необходимо в случаях, когда изменения во внешней среде порождают проблемы внутри организации или, наоборот, изменения во внутренней среде вынуждают к разрешению проблем вовне организации. Управление призвано творчески разрешать и снимать все возникающие проблемы в деятельности организации, противоречия между изменениями внутри и вовне её.

В управлении есть и «клуб», и «производство», но сам "управляющий" может быть кем угодно, хоть дворником, или просто другом кого-то из организации. Главная задача управленца – обеспечивать или, наоборот, не обеспечивать информацией тех, кого она касается и кто её обязательно использует. Именно управление как способ организационного действия в этом смысле использует способность самоорганизации системы, поскольку этот тип управляющего поведения характеризуется едва заметным, но очень точным по существу и моменту развития информационным воздействием, запускающим процессы самоорганизации, саморегулирования и саморазвития системы.


Политика



Политика как четвёртый тип организаторского управляющего поведения представляет собой процесс организации самого управления, в то время как первые три типа (ОРУ) –процесс организации деятельности. Политика обеспечивает саму возможность управления, контроль над управлением.

Она состоит в выборе возможностей развития в соответствии с заданными ценностями и целями. Направление деятельности осуществляется при этом посредством «строительства» или «разрыва» личных, непосредственных и коллективных, опосредованных взаимоотношений во внутренней и внешней среде деятельности как социальной системы. Главная задача политика – обеспечить безопасность и возможности функционирования организации при выборе и осуществлении направления её развития.

В политике нет вообще функциональных мест, там есть только «клуб», личные и социальные отношения. Необходимо строить отношения как внутри социальной системы, так и вовне её. Здесь личность каждого сотрудника и контрагента организации, не говоря уже о личности её организаторов, регуляторов и неформальных лидеров подчинённых коллективов, является субъектом управления. Здесь каждый считает своим долгом иметь, высказывать своё мнение в отношении организации общего дела. Поэтому отношения, в том числе и взаимоотношения – это главный и единственный ресурс политика как управленца в таком сложном деле, как решение общих вопросов деятельности, её направления.

«Политика – это конспирация, пропаганда, провокация и агитация». Эту цитату приписывают Сталину. Очевидно, он имел в виду, что прежде чем агитировать за желаемое направление деятельности, необходимо спровоцировать события, создающие благоприятную почву для такой агитации. А прежде чем их спровоцировать, нужно распространить (пропаганда) в организации соответствующие знания и видение желаемого направления её деятельности. И важным условием здесь является скрытность (конспирация) самой пропаганды и того, от кого она исходит. Только иллюзия объективности и естественного распространения информации может обеспечить охват ею всех членов организации.

Таким образом, мы имеем, с одной стороны, организацию и управление, которые связаны с клубным и функциональным пространством деятельности, а с другой - руководство и политику, которые теоретически имеют дело либо с безличными функциями (руководство), либо с личностями как субъектами управления (политика).

Главный конкретно-практический инструмент любого организационного действия в социальном управлении – это речь, посредством которой мы «проговариваем» и тем самым «строим» социальную систему, организовываем сообщество. С этой точки зрения понять тонкие различия между типами легко, построив парадигмы слов, им соответствующие:

• организация - «задействие»; «обговор», «подговор», «уговор», «договор»; «подстроение» и «устроение»

• руководство – «воздействие»; «выговор» и «приговор»; «построение» и «застроение»

• управление - «содействие» и «противодействие»; «разговор» и «отговор»; «пристроение», «перестроение» и «надстроение»

• политика - «взаимодействие»; «переговор», «наговор», «оговор» и «заговор»; «настроение» и «расстроение».

Все сказанное – лишь краткое описание сложных взаимосвязанных процессов. Например, приговор, на самом деле, осуществляется в клубном пространстве политики, и лишь затем объявляется в функциональном пространстве руководства, и т.д. Типы организаторского управляющего поведения (ОРУП) достаточно полно изучены в соответствующих школах управления (ОДИ-движение, СМД методология), мы же только обозначили их место в Общей теории управления.

Наши тренинги помогут осознать, что вам ближе, выбрать свой путь руководителя.

Посмотреть на карте Алматы