Современная семья: разнообразие форм при постоянстве задач

Сегодня много говорят о семье: какой она будет? Не грозят ли ей распад и деградация? Социологи, психологи, футурологи и обычные граждане спорят до хрипоты. Помимо эмоциональных заявлений о крахе семейных ценностей, гибели традиционной морали и одиноких детях из пробирки есть и серьезные статистические исследования, и прогнозы: как дальше будет развиваться институт семьи.

Очевидно, что и у нас, и в мире снижается число зарегистрированных браков и растет число распавшихся. Многие исследователи находят этому историческое объяснение: сельская семья 200 лет назад была большой прежде всего из экономической необходимости: чем больше рабочих рук, тем лучше. Это были целые кланы разных поколений и разной степени родства. Уже через сто лет сложился городской тип семьи, до сих пор традиционно рассматриваемый как образец: работающий муж, домохозяйка - жена, дети. Семье достаточно работающего отца, нет необходимости в совместном проживании родителей-пенсионеров и бедных родственников. Сейчас экономически мы стали еще свободнее, не удивительно, что идеология патриархальной семьи, ничем не подкрепленная, трещит по швам. На первый план выходит рациональный фактор, соображения целесообразности и баланс между необходимым и достаточным.

Институт брака все еще существует, и каждый из нас может выбрать: что нам нужно в семье, что она может нам дать и без чего нам не обойтись. В таких размышлениях поможет хорошее теоретическое обоснование, и мы предлагаем взять на вооружение идеи из Общей теории управления

Четыре главные функции семьи


Если личность является первичным элементом общества, то семья - первичная организация в нём, базовая ячейка общества, «первый вид общения» по Аристотелю. Личность с момента своего рождения именно в семье вступает в доверительное и интимное общение, благодаря чему социализируется, обретает всеобщую мораль и личную нравственность. Поэтому очень тяжело отделить семью как естественно данную личности первую организацию в его жизни от личной, частной жизни гражданина.

Семья — это естественная, малая группа непосредственного общения. Официальный брак, как процедура регистрации семейных отношений в налоговых, имущественных и иных чисто юридических целях, не является началом, ядром семьи. Таковым является фактическое супружество как неформальное сексуальное партнёрство граждан, половые отношения частных физических лиц, связанные узами родительства (и кровного родства – в больших семьях).

Но семья, впрочем, как и брак или шире - секс, не является конечной социальной ценностью в личной жизни человека. Таковой является лишь любовь, которая в сексе, семье и браке лишь разворачивается как объективная ценность, высшее чувство единства и фундаментальная потребность в общении людей. Без стремления быть вместе «и в счастье, и в горе» никакие иные функции семьи не запустятся. Поэтому из всех функций семьи первой является «рекреационная».

Семья выполняет четыре социальные функции, обеспечивающие жизнедеятельность общества и функционирование государства:

1) Рекреационная (восстановительная), генерация сил и духа человека — удовлетворение социальных потребностей личности в непосредственной близости и доверительном общении (любви и дружбе), совместном проживании жизни и личностном развитии, сопереживании и сострадании, разделении горестей, стыда и одиночества, равно как и успеха, радостей и гордости; психологическая поддержка в духовном настрое на жизненный успех и созидание, опора для преодоления жизненных трудностей, взаимная защита и забота о здоровье; эмоциональный и физический отдых.

2) Репродуктивная, воспроизводство населения - естественная убыль населения должна всегда компенсироваться новыми, здоровыми поколениями, при этом государству желательно регулировать эту функцию семьи, чтобы избежать демографических взрывов или спадов в обществе.

3) Экономическая, ведение домохозяйства: формирование и удовлетворение всех жизненно важных потребностей человека, в том числе организация быта и досуга; социальная взаимопомощь в кормлении, одежде, крыше над головой и безопасности; составление и распределение общего бюджета домашнего хозяйства, накопление и передача последующим поколениям культурного, политического и иного семейного наследия, включая наследство материальных благ.

4) Воспитательная, социализация и образование личности –приобщение к этнической культуре и цивилизационным традициям человечества, знанию моральных норм и юридических правил поведения в обществе, понятиям красоты, истины, добра, справедливости, чести и иных объективных ценностей; выявление и формирование способностей к познанию, творчеству и лидерству, выбор и освоение профессиональных умений и навыков в деятельности общества.


Семья была, есть и будет


Современные тенденции в развития семьи таковы, что в постиндустриальном, информационном обществе женщины имеют равные с мужчинами права и возможности в сфере экономического обеспечения семьи и детей, несмотря на свою бытовую роль в семье. Кроме того, вследствие информационной революции совершилась также и сексуальная революция в «свободе нравов» - семья потеряла «законную» монополию на сексуальные отношения.

Это необратимо изменило характер распределения ролей в семье между «мужем» и «женой». У женщин появилась возможность выгонять мужчин из семьи и/или выбирать себе в спутники жизни мужчин не по возможности или необходимости, а по своему нраву, в том числе уже женатых.

Всё это со второй половины прошлого века стало вызывать снижение числа официально заключенных браков, с одной стороны, и возрастание их расторжения (официальных разводов) – с другой. Соответственно, стало расти число разведенных женщин, а также внебрачных детей. Несравненно больше детей стало воспитываться в «неполных семьях», без одного родителя. Кроме того, возникла тенденция к малодетности и даже бездетности семейных пар. Физическое воспроизводство общества оказалось под угрозой. Но данная тенденция в конце прошлого, в начале этого века стала выправляться в связи с тем, что в мегаполисах стала возникать новая форма современной семьи – «серийная моногамия». Это когда мужчина становится фактически лишь «приходящим» отцом и/или мужем к женщинам, не требующим официального брака и совместного проживания во избежание излишних бытовых забот о муже.

Кроме того, медицинские учреждения и дома престарелых частично взяли на себя заботу о пожилых людях под контролем их детей. Страхование жизни, пособия по безработице и фонды соцобеспечения отобрали экономическую функцию у семьи в части социальной поддержки малообеспеченных членов семей.

Несмотря на все эти изменения, семья, как первичная организация, «ячейка общества», без сомнения, сохранит своё особое место и роль в обществе, в том числе и как форпост морали, даже в случаях серийной моногамии. Она по-прежнему будет тем социальным институтом, за которым останутся не только материальное производство и обеспечение детей, но также образование личности человека, включая духовное воспитание и социализацию.


Управление семьей


Таким образом, семья как сексуальный союз граждан представляет собой частное предприятие по совместному проживанию, производству, обеспечению и воспитанию детей. Семья подобна государству и корпорациям в том, что она также является организацией, в которой тоже есть своя организационная власть, семейная и которая тоже нуждается в социальном управлении как социальная система (институт).

Структура функционального взаимодействия в семье довольно проста: сексуальные партнёры вместе учреждают домохозяйство, производят детей и защищают свой дом, но один из супругов должен обеспечивать хозяйственные ресурсы для функционирования семьи, а другой – использовать их в заботе о её быте и воспитании детей. И та, и другая функция равно и критически важны, поэтому нуждаются в разделении и специализации. Поэтому имущество учредителей семьи, нажитое совместно, делится пополам (при прочих равных условиях и если иное не оговорено специально в брачном договоре). Это всё в идеале.

В реальности же, равномерность, пропорции и сбалансированность разделения этих обязанностей зависит от личных способностей, качеств и амбиций сексуальных партнёров, а также от их взаимоотношений, от того как они сложились и строятся.

Например, тот, кто менее заботится о быте, детях и более обеспечивает ресурсы, может находить или иметь их в несколько большей мере, чем это необходимо для функционирования семьи. Понятно, что остающиеся в его распоряжении ресурсы позволяют ему быть лично свободным в части разнообразия его доверительных контактов с иными людьми, в том числе несогласованного заведения иных семей.

К сожалению, его партнёр по домохозяйству, даже если обеспечен ресурсами, не может в силу своей бытовой функции покинуть свой дом и детей на время, необходимое для поисков большего личного счастья. Женщинам в этой роли ещё сложнее, поскольку деторождение биологически ограничивает их свободу в вопросе учреждения новой семьи. Они не могут менять свои домашние «очаги», поскольку они сами и есть эти очаги. Поэтому, как минимум, им приходится информировать своего партнёра по семье о своём желании сменить его, особенно если он – мужчина.

Сексуальная природа мужчины как самца «одомашненного примата»- полигамна. Он просто бессознательно расширяет ареал своего биологического доминирования. Он не собирается отказываться от своей уже существующей семьи и уж тем более делить свою жену с другими мужчинами. Он не хочет кого-то лучше её, он просто хочет ещё и, желательно, «другую». В то время как женщина вынуждена быть более разборчивой и искать именно «лучшую долю» для себя, раз уж решила поискать иного счастья и удовлетворить вослед мужчине примитивную, фундаментальную потребность всего живого к разнообразию, накоплению информации. Это статистически массовое различие в половом поведении мужчин и женщин вызывает довольно стандартные проблемы в межличностных отношениях сексуальных партнёров по семье. В этом смысле каждая семья, скорее, одинаково несчастна, чем счастлива. А вот уникальным, различным может быть лишь путь к счастью, да и само счастье.

Изменения, развитие, гармония


Таковы исходные технические ограничения и естественные условия управления семьёй и функционального взаимодействия её элементов между собой. Учёт их и использование в таком виде социального управления как домохозяйство является необходимым условием семейного успеха, который измеряется количеством детей и прожитых совместно лет. Если люди прожили более 20 лет совместной жизни и поставили на ноги не менее двух детей, то свой семейный долг перед обществом они исполнили. Их семейная жизнь состоялась. Даже если после этого они решат пожить раздельно, нельзя считать их потерявшими семью. Их малая семья распадётся на разные очаги, но они уже никогда не будут чужими друг другу людьми, да и дети с внуками образуют с ними новую большую (кровнородственную) семью – «клан». В техническом смысле родоначальники этого клана достигли семейного успеха и имеют право пожить для себя чуть больше обычного.

Очевидно, с увеличением продолжительности жизни таких семей будет больше, такие «новые кланы» социологи называют бинуклеарной семьей. Специалисты сегодня выделяют более полусотни типов нетрадиционных семей, и само это многообразие говорит о том, что жесткие формы теперь уже не так важны: важнее функции семьи, о которых мы говорили в начале. Кто и какие роли исполняет в семье, не важно, можно сказать даже, что лучшая современная семья – та, в которой эти роли не закреплены раз и навсегда, они меняются вместе с развитием семьи: несколько лет один партнер занимается домом, другой строит карьеру, потом ситуация меняется – меняются и их роли. В наше стремительное время это, пожалуй, наилучший вариант.

Посмотреть на карте Алматы